Союз десантников Воронежской области

Сражение отряда Старчака под Юхновом (5 октября 1941 г.).

    Иван Георгиевич Старчак – пионер парашютных десантов, мастер парашютного спорта, первым в СССР выполнивший 1000 прыжков (аккурат перед войной, 21 июня) и повредивший при этом ногу. Из-за этого в начале войны оказался в Минском госпитале, откуда пробирался к своим, с недолеченной ногой вступил в строй, чтобы в октябре 1941 года навсегда вписать себя в историю.

5 октября 1941 года.

    5 октября 1941 года, после прорыва немцами нашего фронта путь на Москву им казался открытым – по Варшавскому шоссе в сторону Юхнова полным ходом двигалась моторизованная колонна в составе 200 танков и 20 тысяч пехоты на автомашинах. До Москвы им оставалось 200 км. На их пути находились только курсанты двух военных училищ Подольска, в 70 км от Москвы (около 3,5 тыс. человек) и отряд десантников капитана Старчака, 430 человек. В интернете часто рассказывается, что они были сброшены десантом для организации обороны под Юхновом, но это не так. 4 октября, после появления немецкой разведки на Юхновских аэродромах (она была уничтожена) самолёты поднялись и ушли в тыл, оставив десантников в неведении относительно происходящего. И тогда Старчак на свой страх и риск самостоятельно принял решение остаться со своим отрядом и задержать немцев любой ценой. Что они могли противопоставить немецким танкам? Мины, гранаты, умение десанта воевать в отрыве от основных сил и высочайший боевой дух. 5 октября отряд Старчака в составе 430 десантников  занял оборону на реке Угре, на 205-м километре Варшавского шоссе (этот момент запечатлён на фото, Старчак слева, с единственной в отряде картой). Из 430 человек только 80 были опытными парашютистами, ещё 200 – из фронтовых авиачастей и 150 – недавно прибывшее пополнение комсомольцев. Ни орудий, ни пулемётов, ни танков…

    Десантники по максимуму использовали свой опыт, не просто заняв оборону по реке, а минируя или взрывая дорожное полотно и мосты на пути следования немцев, устраивая засады, скрытно перемещаясь и контратакуя. Например, одна из групп совершила нападение на захваченный немцами аэродром, два самолёта ТБ-3 сожгла, а третий увела в Москву (его повёл десантник Пётр Балашов, ни разу до этого такие самолёты не пилотировавший, и благополучно приземлившийся в Москве с пятой попытки).

    7 октября немцы переправили значительные силы с флангов отряда, и дальнейшая оборона Угры стала бессмысленной. Старчак принял решение отойти на реку Изверь. В тот же день к ним на подмогу прибыла рота и батарея артиллерийского училища (к 9 октября у них кончились снаряды, и они отошли в тыл).

    Вечером 9 октября, на 180 километре Варшавского шоссе, их сменила танковая бригада. К тому моменту в отряде оставалось 29 человек. Все были представлены к ордену Красного Знамени, а Старчак – к Ордену Ленина. Будённый, командующий фронтом, назвал Старчака «отчаянным командиром».

Впрочем, как поясняет Старчак, впоследствии в отряд вышли ещё около 30 бойцов, считавшихся погибшими или пропавшими без вести, а также возвращавшихся с боевых заданий в тылу противника.

    P.S. В декабре 1941 года отряд Старчака действовал в тылу немцев в районе Клина, дезорганизуя их отход (за это Старчак получил майора), а в январе 1942 года был заброшен в уже знакомые места между Юхновым и Медынью, где Старчак получил ранение и сильно обморозил ноги. Пришлось ампутировать пальцы ног и пяточные кости. Однако майор не сдался, научился ходить, добился разрешения на прыжки. Дошёл до Берлина, после войны продолжил службу, боролся с бандитизмом в западной Украине, на Кавказе и в Туркмении. Вышел в отставку в 1952 году в звании полковника.